Сегодня многие разработчики программного обеспечения предлагают своим потребителям бесплатные тестовые версии продуктов: так поступают создатели антивирусов, графических редакторов, бухгалтерских программ и других. Однако у потребителей нередко возникают вопросы — зачем им предоставлять какой-то продукт бесплатно, если можно получить за него деньги?
Если разобраться в этой проблеме более тщательно, становится понятно, что такой бизнес-подход выгоден обеим сторонам. Так, если рассматривать эту ситуацию с точки зрения потребителя, выгода очевидна: бесплатная CRM дает возможность решить стоящие перед ним задачи, не заплатив за это ни копейки. В результате сэкономленные средства можно потратить на другие задачи, стоящие перед компанией, тем самым сделав ее более эффективной и результативной.
Однако и производители программного обеспечения, предлагая такой продукт как бесплатная CRM, тоже преследуют собственные цели. Конечно, основной задачей для них является привлечение новых клиентов. Поэтому в первую очередь их цель заключается в том, чтобы дать потребителю возможность убедиться в том, что предлагаемый им продукт позволяет решить его задачи, включает в себя все необходимые модули и в состоянии выполнять нужные функции. В этой ситуации клиент, уверенный в том, что он покупает качественный товар, а не «кота в мешке», делает свой выбор более осознанно.
С другой стороны, производитель также заинтересован в получении прибыли, поэтому бесплатная CRM в полном объеме на постоянной основе — это, конечно, маловероятная ситуация. Как правило, они используют определенные ограничения, которые стимулируют клиентов перейти на платную версию продукта.
Так, одним из наиболее популярных ограничений, которыми обладает бесплатная CRM, является ограничение по числу пользователей: обычно версия, распространяемая на бесплатной основе, предназначена для 1-5 пользователей, реже их число увеличивается до 10-15 человек. Таким образом, для крупной компании, которая планирует подключить к CRM всех своих сотрудников, этого количества будет явно недостаточно. И, убедившись, что бесплатная CRM подходит для решения ее задач, она, скорее всего, приобретет платную версию, рассчитанную на большее число пользователей.
Другое ограничение, которое может включат бесплатная CRM, — перечень доступных функций, модулей и инструментов. Пробные версии зачастую включают в себя только несколько наиболее популярных инструментов, дающих представление об организационных, аналитических и других возможностях системы. В результате пользователь, понимающий, как устроен данный программный продукт, и нуждающийся в расширенном перечне функций, будет со временем склоняться к тому, чтобы приобрести полный пакет, позволяющий использовать систему с максимальной эффективностью.
Таким образом, бесплатная CRM — это отличный способ познакомиться с программным обеспечением до его покупки и убедиться, что оно соответствует задачам, стоящим перед компанией. При этом данный вариант оказывается выгодным как для производителя, так и для потребителя: первый получает возможность наладить долгосрочные коммерческие отношения с действительно крупными и заинтересованными клиентами, а вторые — получить тот результат, который будет полностью удовлетворять их потребности. При этом решение о том, в какой момент времени бесплатная CRM оказывается уже недостаточной для целей бизнеса, и нужно перейти на платную версию, всегда остается за клиентом.