CRM — это специальное программное обеспечение, которое предназначено для управления взаимоотношениями с клиентами. Как правило, это достаточно сложный комплекс, который включает в себя инструмент почтовых и быстрых сообщений, планировщик задач, файловое хранилище и множество других функций, позволяющих автоматизировать большинство рутинных процессов в ходе взаимодействия с клиентами компании.
Создание такого программного продукта, разумеется, требует участия большого количества квалифицированных специалистов: менеджеров, которые составят план работы, маркетологов, которые изучат потребности рынка и потенциальных клиентов, программистов, которые разработают исходный код, тестировщиков, которые проверят, что программа работает без ошибок и не конфликтует с наиболее распространенным программным обеспечением, и других специалистов, которые принимают участие в разработке и распространении программного обеспечения.
Разумеется, работа всех этих сотрудников должна быть оплачена — таким образом, разработка даже достаточно простой CRM-системы выливается в достаточно серьезные суммы. Означает ли это, что бесплатная CRM — это услуга, которая невозможна по определению? Вовсе нет: сегодня достаточно многие разработчики предлагают получить доступ к системе совершенно бесплатно, воспользовавшись так называемой тестовой версией программы. Почему же они это делают?
Для этого существует несколько серьезных причин. Первая из них связана с тем, что установка CRM — это важнейший шаг, который во многом предопределяет успешное функционирование компании. Поэтому неудивительно, что руководители подходят к этому вопросу со всей серьезностью, выбирая для своей организации систему по многим показателям. Каким же образом можно донести до них информацию о том, что именно конкретная система является самой удобной и продуктивной? Предоставив бесплатный тестовый доступ: ведь большинство людей лучше всего воспринимают ту информацию, которую видели собственными глазами.
Вторая причина связана с тем, что в демо-версии, которая обычно предоставляется для бесплатного тестирования, как правило, присутствует лишь несколько самых основных инструментов, которые являются наиболее востребованными на рынке. Однако почти каждая компания имеет определенную специфику деятельности, которая влечет за собой необходимость тех или иных дополнительных модулей. Эти модули, в свою очередь, уже предоставляются на платной основе.
Наконец, третья причина предоставления CRM-системы в бесплатный доступ связана с наличием ограничения по количеству пользователей. Обычно тестовые версии рассчитаны на небольшое количество сотрудников — от одного до десяти. И если небольшой компании на первых порах этого может быть достаточно, то для крупной организации, конечно, потребуется версия, рассчитанная на большее число пользователей, которая является платной.
Таким образом, бесплатная CRM — это вовсе не миф. Получить бесплатный тестовый доступ сегодня можно к программным продуктам практически всех крупных компаний, предоставляющих услуги по предоставлению CRM. Однако нужно быть готовым к тому, что функционал бесплатной версии будет несколько ограниченным, а для того, чтобы иметь возможность пользоваться всеми инструментами, которые имеются в программе, необходимо будет приобрести лицензию на использование продукта.