Это сегодня аббревиатура CRM, представляющая собой сокращение от первых букв англоязычного словосочетания Customer Relations Management — управление взаимоотношениями с клиентами, знакома многим, кто не первый день вращается в бизнес-кругах. Сегодня владельцы как крупных, так и небольших предприятий уже хорошо знают, что автоматизация бизнес-процессов — это полезный и эффективный инструмент, позволяющий существенно повысить прибыльность компании и вывести ее развитие на устойчивые рельсы.
Однако так было не всегда. Еще несколько десятков лет назад понятие Customer Relations Management вызывало множество вопросов, а необходимость установки программного обеспечения, позволяющего упростить взаимоотношения с клиентами, выглядела для большинства игроков рынка весьма сомнительной.
Именно в этих условиях начала свою деятельность компания Salesforce. Однако непростая ситуация, в которой оказались ее основатели, была использована ими в своих интересах: они сумели объяснить потенциальным клиентам выгоды, которые заключает в себе их продукт, и за достаточно короткое время завоевали прочную позицию на рынке, намного опередив своих конкурентов, которые только начали понимать весь его потенциал.
Это, впрочем, было неудивительно: ведь для своего времени идея, предложенная компанией Salesforce, была действительно революционной. Они не просто разработали программный продукт, обеспечивающий высокую степень автоматизации бизнес-процессов в части общения с клиентами, но и предложили специальную технологию доступа к программе, которую назвали Software as a Service (SaaS) — программное обеспечение как услуга.
Суть этого предложения заключалась в том, что сотрудники компании больше не были привязаны к своим рабочим местам, громоздким компьютерам и многочисленным документам. Теперь вся история взаимоотношений с клиентами хранилась в файлах, которые, в свою очередь, были размещены на серверах, установленных в специальных центрах обработки данных, принадлежащих разработчику программного обеспечения. Благодаря этому заказчики компании Salesforce смогли дать своим сотрудникам возможность доступа к рабочим файлам буквально из любой точки мира — при условии, конечно, что в этой точке есть интернет.
Первые клиенты Salesforce были немногочисленны, но они не прогадали: установка CRM этой компании обеспечила их бизнесу заметный импульс, благодаря которому они намного опередили своих конкурентов. Теперь они могли без особой подготовки выезжать на встречи с клиентами, однако на этих встречах у них всегда были под рукой необходимые файлы, документы и презентации. Эффективность их бизнеса существенно повысилась, что само по себе было лучшей рекламой услугам, предоставляемым компанией Salesforce.
За ними, как это часто бывает, привлекательность выбранного ими сегмента рынка поняли и их конкуренты: сегмент SaaS стал быстро развиваться, и сегодня в этой отрасли достаточно предложений от игроков самого различного масштаба: начиная от небольших региональных компаний заканчивая игроками с мировым именем. Однако Salesforce по праву остается одной из ведущих компаний в этой области, опережая по объему заключенных сделок большинство своих крупнейших конкурентов. Это происходит как благодаря ее известному имени, которое по праву ассоциируется с пионерами этого рынка, так и благодаря постоянному развитию: ведь компания не стоит на месте, а регулярно предлагает рынку все новые программные продукты.